Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

МАКСИМОВ Николай Иванович (1911–1967)

Директор Казанского авиационного производственного объединения им. С. П. Горбунова (1950–1967), дважды Лауреат Государственной премии СССР (1949; 1971 – посмертно), заслуженный деятель науки и техники ТАССР (1947).

Родился в с. Большой Семилей Самарской губернии в семье рабочего. В 16 лет он начал трудовую деятельность. Авиация манила его с детства, но поступил он в энергетический институт, а когда будущих энергетиков перевели в только что образованный Казанский авиационный институт, понял, что авиация – это его судьба. В студенческие годы ночами подрабатывал на разгрузке барж, находя время и для учебы, и для занятий в аэроклубе, и для прыжков с парашютом. Учился Николай Иванович успешно.

В 1941 году Максимов стал начальником самого ответственного участка – бюро цехового контроля летно-испытательной станции Казанского авиационного завода №124 (будущего завода №22 – КАПО). Завод наладил крупносерийное производство самого массового бомбардировщика Великой Отечественной войны Пе-2, а в 1943 году Максимов стал главным контролером завода. Качество выпускаемых самолетов стало важнейшей задачей для казанских авиастроителей. Конец войны ознаменовался для предприятия снятием с производства машин Пе-2 и переходом на новейшую по тем временам технологию создания бомбардировщика Ту-4 – носителя ядерного оружия.

В 1946 году Н. И. Максимов был назначен заместителем директора по производству, а через 3 года – главным инженером завода. В 1947 году началось серийное производство Ту-4, затем пошли этапные машины Ту-16 и Ту-104. В 1961 году Н. И. Максимова назначили директором уже родного ему завода №22. Возглавляемому им коллективу удалось не только освоить сверхзвуковой самолет Ту-22, но и запустить в серию Ил-62 – гордость и флагман Аэрофлота, представительский лайнер. Этот красавец-самолет стал лебединой песней Николая Ивановича, венцом всей его деятельности. 

При участии Н. И. Максимова на заводе были разработаны и внедрены многие передовые технологии, которые значительно повысили качество и надежность выпускаемых машин. Он был автором ряда ценных изобретений. Николай Иванович везде, где работал, удивлял окружающих широтой эрудиции, умением глубоко разобраться в сути вопроса, был разносторонне развитым человеком.

Герой Социалистического Труда, дважды лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки и техники ТАССР, депутат Верховного Совета. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и «Знак Почета».

Помимо решения авиационных проблем, много занимался вопросами строительства жилья для работников завода, больницы, организации базы отдыха «Бережок», санатория в Крыму. Его именем названа улица в Авиастроительном районе Казани.