Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

ШАРПАТОВ Владимир Ильич (р. 1940)

Командир экипажа самолета Ил-76, герой России.

Родился в 1940 году в пос. Красногорский (Звениговский район Марийской АССР) в семье шофёра. После школы поступал в летное училище, но не прошел. Работал столяром, шофером, поступил в Казанский авиационный институт на вечернее отделение. Занимался в аэроклубе, стал планеристом. После окончания Краснокутского летного училища Гражданского воздушного флота и самолетостроительного факультета КАИ работал в Тюменском аэропорту «Плеханово».

Тысячи налетанных часов. Десятки тысяч тонн перевезенных грузов. Освоил самолеты Ан-2, Ан-24. В 1977 году первым из тюменских летчиков поднял в небо транспортный самолет Ил-76. Участник дальнего испытательного беспосадочного полета по маршруту Тюмень – мыс Каменный – Якутия – Тобольск – Ханты-Мансийск – Тюмень продолжительностью 10 часов 40 минут. Совершал полеты по миротворческой линии ООН в Саудовскую Аравию, Сомали, Сьерра-Леоне...

С января 1995 года – пилот-инструктор авиакомпании «Аэростан» (г. Казань).

По договоренности с компанией «Трансавиа» перевозил по воздуху боеприпасы для правительства Афганистана, боровшегося с исламским радикальным движением «Талибан». Совершил два успешных полета.
2 августа 1995 года самолет Ил-76 (бортовой номер RA-76842) акционерной авиационной компании «Аэростан» выполнял транспортный рейс из Объединенных Арабских Эмиратов в Баграм (Северный Афганистан). Во время пролета над территорией Республики Афганистан, контролируемой движением «Талибан», самолет под угрозой открытия огня был посажен на аэродроме в Кандагаре. Это была провокация, направленная против России. Но груз на борту, 1304 ящика с патронами калибра 7,62, был закуплен в Албании, имел китайскую маркировку и доставлялся из ОАЭ. Из российского на борту был только наемный экипаж. Провокация не достигла результата. Экипаж оставался в плену у «талибов» больше года.

Усилия дипломатов и посредников с целью освобождения российского экипажа успехов не имели. Удалось добиться только разрешения на переписку и отдельные встречи с летчиками, в ходе которых удалось спланировать и подготовить побег. Со временем талибам разъяснили, какова ценность захваченного ими «Ила», требующего регулярного технического обслуживания, силами экипажа. 16 августа 1996 года во время очередной профилактики самолета, простоявшего почти год без техобслуживания, экипаж совершил дерзкий побег. Командир корабля Шарпатов, прогревая поочередно двигатели, вывел их на взлетный режим и под огнем охраны поднял самолет в воздух. Чтобы обмануть преследователей, пилот направил машину не на север, в сторону России, а на запад. По заранее согласованному с Ираном воздушному коридору Ил-76 совершил полуторачасовой перелет в ОАЭ. В Шардже отважный экипаж уже встречали представители российского посольства.

Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана Владимиру Ильичу Шарпатову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

После возвращения из плена Шарпатов некоторое время продолжал работать в компании «Аэростан», но вскоре уехал в Тюмень.

С 1999 года по сентябрь 2002 года Шарпатов был командиром экипажа Ил-76 авиакомпании «Тюменские авиалинии» (ныне «ЮТэйр»).

Лауреат премии советских профсоюзов им. Героя Советского Союза пилота Аэрофлота П. Ф. Еромасова (1982). Награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».

В. И. Шарпатов – единственный Герой России, живущий на территории Тюменской области. Почетный гражданин поселка Красногорский Республики Марий Эл.