Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

ЗУБЕЦ Прокофий Филиппович (1915–1996)

Учёный-конструктор, специалист по авиационным турбореактивным двигателям. Лауреат Ленинской премии (1957), Государственной премии СССР (1978), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1966).

Родился в 1915 году в станице Ромодан Полтавской губернии в семье железнодорожника. В 1939 году окончил Московский авиационный институт. Работал в конструкторской группе МАИ. В 1941–1943 гг. – ведущий конструктор на авиационных заводах Москвы и Куйбышева, руководитель группы компрессоров, заместитель Главного конструктора в авиационном КБ А. А. Микулина на моторостроительном заводе № 300 (Москва).

С мая 1953 года работал в Казани. С 1954 по 1983 год занимал должность Главного конструктора Казанского авиамоторостроительного завода. Руководил разработкой модификации турбореактивного двигателя РД-3М-500 для самолета Ту-104. По совместительству был профессором кафедры спецдвигателей КАИ, членом специализированного совета вуза по защите диссертаций

В 1968 году П. Ф. Зубцу была присуждена ученая степень доктора технических наук по результатам представленного доклада по совокупности выполненных работ в период работы в Казани. С 1983 года работал в Москве старшим научным сотрудником НИИ авиационных систем, также был профессором кафедры МАИ (с 1972 года).

Занимался повышением эффективности и живучести двигателей штурмовиков Ил-2, Ил-10. Под руководством А. А. Микулина.

Во второй половине 1940-х годов Зубец предложил Микулину компоновку и основные параметры крупнейшего в мире турбореактивного двигателя для дальней авиации и стал ведущим конструктором ТРД АМ-3.

В 1953 г. Зубец был направлен в Казань для организации серийного производства АМ-3 и вскоре стал главным конструктором завода № 16, а в 1957 году главным конструктором   созданного по приказу Министерства авиационной промышленности  Государственного ОКБ-16. Турбореактивный двигатель АМ-3, его усовершенствованная модель РД-3М-500 позволили создать межконтинентальные реактивные бомбардировщики В.М. Мясищева 3МС и М-4, массовые дальние оперативно-тактические бомбардировщики и ракетоносцы А.Н.Туполева Ту-16, первый в мире реактивный лайнер Ту-104. Созданная в ОКБ-16 бортовая энергетическая установка ТГ-16 востребована до настоящего времени.

В связи с изменением по решению Н. С. Хрущева военной доктрины в 1959 году ОКБ-16 было переориентировано на разработку ракетных двигателей для задач противоракетной обороны, ПВО и вооружения дальней авиации. Под руководством Зубца созданы разгонные РДТТ всех поколений стратегических противоракет заатмосферного и атмосферного перехвата, РДТТ ракет ПВО для защиты соединений «армия-фронт», «дивизия-корпус», дальней авиационной противовоздушной обороны, ПВО ряда кораблей ВМФ, вооружения стратегической дальней авиации.

В 1983 году П. Ф. Зубец был переведен в Москву в связи с резким ухудшением здоровья. Он продолжил работу на 1/2 ставки в МАИ и НИИ авиационных систем.

В 2007 году правительство Татарстана постановило установить мемориальную доску в честь П. Ф. Зубца на здании Казанского опытного конструкторского бюро «Союз».

Двигатель АМ-3. Музей АМНТК «Союз»